Дневник путешествия по Монгольскому Алтаю

Дневник путешествия в Монголию, по маршруту : Барнаул — Горно-Алтайск – Кош – Агач — Баян-Ульгий — озеро Толбо нур озеро Даян нур озеро Хотон нур — Баян-Ульгий — Барнаул

Толбо нуур

 озеро Толбо нур

Даян нуур

 озеро Даян нур

Хотон нуур

 озеро Хотон нур

Карта маршрута

Индивидуальные трансферы
7-8 августа

Вылетать посчастливилось в один из дней, когда дым полностью накрыл город. В аэропорту творился полный бардак, почти все утренние и дневные рейсы были отменены и перенесены на вечер, когда мы как раз и должны были улетать. Присесть негде, люди сидят и лежат на любом свободном месте, на полу. Информации о рейсе нет никакой. Через два с половиной часа опоздания неожиданно объявили о начале посадки на рейс в Барнаул. Причем рейс разбили на два, видимо наш самолет отправили в другое место. В итоге, вылетели через четыре часа опоздания, но главное , что все-таки вылетели.

В Барнауле нас ждал Вячеслав, казах лет пятидесяти, который должен довезти нас до границы в Ташанте. После Москвы в Барнауле кажется прохладно, всего 25 градусов. По дороге выяснилось, что машина, которая должна перевезти нас через границу** , прибудет в Ташанту из Монголии только завтра к обеду и утром, как планировалось, перейти границу не получится. Поэтому, ехать в Ташанту прямо сегодня, смысла нет. Решаем заночевать в Горно-Алтайске. Заселились в недавно построенную гостиницу, сходили поесть и в 6 часов вечера завалились спать. Перед сном выучили первые слова по-монгольски : — Поначалу дело шло тяжело, решили изменить методику изучения, под “пятьдесят” и огурчик слова стали запоминаться легче, произношение улучшаться. На самом деле, в северо-западной части Монголии гораздо полезнее казахский язык, поскольку населяют эту часть страны преимущественно казахи.

** Арендовать машину для перехода границы можно в Кош-Агаче , что примерно в 50км от КПП в Ташанте. Там же можно и переночевать..

9 августа

Из Горно-Алтайска выехали в 4 утра. К нам присоединились племянник Вячеслава и еще одна машина с поляками, которые, как и мы, ехали к Канату, у которого мы собирались брать машину с водителем по Монголии. С поляками мы пересекаем границу на одной машине, поэтому ехали параллельно. Дорога радовала, машин практически нет, средняя скорость примерно 100км/ч. После места слияния Чуи и Катуни началась особенно живописная дорога. По дороге делали несколько коротких остановок, поснимать и поесть.

Чуйский тракт

Чуйский тракт

 Чуйский тракт

 Чуйский тракт

 Чуйский тракт

В 11 часов добрались в Ташанту. Пограничный переход в Ташанте автомобильный, пересечь границу без автомобиля тут нельзя. Ближайшая точка , куда можно добраться на общественном транспорте – это Кош-Агач, в 50 км от Ташанты. Туда ходит автобус, но не каждый день. В Ташанте нас уже ждал Ренат, тоже казах, уже монгольский. Он должен был перевезти нас через границу до Баян-Ульгия на монгольской стороне. Я опасался, что время перехода может быть долгим, но Ренат оказался шустрым малым, российскую часть прошли всего за полтора часа. Монгольскую же вообще проскочили за 15 минут. Процедура следующая : выгружаете все свои личные вещи и тащите их на таможенный досмотр, там его просвечивают и дальше следуете на паспортный контроль. Водитель в это время заполняет какие-то бумаги на машину. Вся эта процедура для каждого авто. После паспортного контроля пассажиры должны с вещами стоять в стороне от своей машины и ждать пока ее досмотрят. Это на российской стороне, на монгольской по идеи все то же самое, но вещи и машины досматривают выборочно, мы ни разу не выгружались и проходили только паспортный контроль.

От монгольской границы до Баян-Ульгий ехать примерно два часа, в районе 3-х часов дня были на месте. Поначалу Канат , у которого мы арендовали машину, хотел отложить наш старт на завтра, но мы решили ехать на озеро Толбо сегодня. Машина — УАЗ “таблетка”, обошлась 50$/день, с водителем, не считая бензина.

Арендовать внедорожник в Баян-Ольгий

 Баян-Ульгий

Сначала поехали закупать продукты на первые дни. В принципе, все, что нужно для походной жизни можно купить на месте. В Ульгее проживают в основном казахи, один из них, по имени Ержан, стал нашим водителем на ближайшие 10 дней. Ни по-английски, ни по-русски он не говорил. Совсем. Даже на уровне “май нэйм из вася”. Так что нам предстояло осваивать язык жестов. Началось все в магазине. Пока выбирали еду, жесты помогали мало, в основном прибегали к помощи продавцов и покупателей, которые на наше счастье владели русским. Когда дело дошло до выбора водки процесс стал налаживаться, Ержан повел внимательным взглядом вдоль рядов с бутылками , замер при встрече с водкой “Чингисхан Голд” , радостно крякнул и утвердительно закачал головой. Выбор был сделан. В дальнейшем, для выбора из какого-либо множества чего-то одного Ержан освоил слово “кАрашо”, что значительно упростило коммуникации. После закупки всего необходимого двинулись к озеру Толбо. Озеро располагается в часе езды от Баян-ульгия. Пока ехали, погода начала потихоньку портиться, набежали тучи, усилился ветер. Остановились на северном берегу озера. Палатку ставили уже при штормовых порывах. Чтобы не вырывало колья, по углам палатки разложили большие камни. Только поставили палатку, начался дождь. Но нас это не могло остановить, надели дождевики, и пошли за первой добычей. Ее пришлось ждать довольно долго, часа за два взяли трех османов. Ловили мы только для еды, поэтому этим уловом решили ограничиться, да и темнеть уже начинало.

Вернулись в лагерь, и тут нас ожидала “засада”. Выяснилось, что забыли погрузить в машину газовую горелку. Долго проверяли, купили к ней баллонов, а в машину не положили. В принципе, что за проблема, разжег костер, да и готовь еду ? Но есть одно но. Вокруг Толбо нет, не то что лесов, но даже и одиночно растущих деревьев. Совсем нет. Соответственно и дров тоже нет. Начинаю объясняться с Ержаном, мол, плитки нет, нужно на чем-то еду готовить. Без особой надежды на успех. Но он , вдруг , начинает освобождать мешок с одеждой , кивает , мол поехали. Отъезжаем метров на 400, выскакивает из машины и начинает бешено носиться, что-то искать. Сумерки, но видно, что заначки дров тут явно нет. Минут через пять метаний останавливается и начинает насыпать в мешок кизяк – сухой навоз.

Вернулись в лагерь, кизяк сырой – чадит, но жар есть, с голоду не умрем. Приготовили горячую пищу, а османов засолили по рецепту малосоленого хариуса : соль, перец, репчатый лук , немного уксуса и через полчаса можно есть.

 озеро Толбо

В темноте налетела мошкара, таких стай я никогда не видел. Если взять в руки фонарь и начать им водить, то можно почувствовать себя повелителем комаров – вся эта биомасса выстраивается в лучах света и следует за ним.

10 августа

Спали сном младенца, ночью прилично холодает. Проснулись, не сговариваясь рано, и каждый отправился по своим делам, кто рыбу ловить, а кто окрестности снимать. После завтрака решили съездить на другой берег. Покатались с противоположной стороны, половили. Попались пару хариусов, но они показались маленькими – отпустили.

В течении дня цвет озера сильно меняется. Даже находясь в одном месте ощущение, что находишься в разных местах.

 озеро Толбо

 озеро Толбо

 озеро Толбо

После обеда решил подзарядить камеры, но оказалось, что инвертер Каната неисправен, а мой , работающий от прикуривателя, использовать тоже нельзя, в силу отсутствия последнего в уазике. Впрочем, проблема будет понятна только обладателям прожорливых камер.

Погода радовала, на солнце без ветра было даже жарко. Поэтому решил окунуться, вода холодная, под песком слой черного ила, поэтому плавать не захотелось.

Очень интересно происходит общение с Ержаном. Сначала пытаешься объяснить что-то жестами, мыча как глухо-немой, а в тупиковых ситуациях переходишь на русский язык. Самое смешное, что Ержан иногда отзывается смехом на наши шутки. А может он понимает по-нашему ? И в конце пути выскажет все что думает?

Видео

Вечером приготовили османа по кизяковски. Рецепт простой: разжигаются сухие навозные лепешки, когда они превращаются в уголь в них бросается рыба в фольге. Все, через полчаса она готова. Пока готовили, была придумана масса вариантов названий блюда, выше указан единственный литературный вариант. В итоге, очередной психологический барьер преодолен, рыбка удалась.

11 августа

А наутро выпал снег. Не на нас , на соседние вершины. Но это предопределило решение ехать дальше, к озеру Даян-нур. Дождались пока закончится дождь, собрали лагерь и отправились в Ульгий, где должны были забрать пропуска в пограничную зону, закупить продукты на оставшиеся дни , захватить забытую плитку и попытаться починить инвертор. Куча дел. Приехали. Каната не было на месте, но все документы были готовы. На этот раз, наученные горьким опытом, решили купить на местном рынке мешок дров. Сделали все дела и после обеда выехали из Ульгия в сторону озера Даян-нур. Погода совсем испортилась, постоянно лил дождь, дул пронизывающий ветер. Один из перевалов проезжали под снегом. По расчету ехать до озера около 4 часов, но у нас дорога заняла гораздо больше времени. На очередном перевале встретили машину Каната, он вез с озера каких-то иностранцев. Еще раз попросили его объяснить Ержану лучшие рыбные места на озерах, где нам предстояло побывать.

К озеру подъехали около 8 часов вечера. К вечеру выглянуло солнце, но ветер не утихался. К тому же озеро Даян-нуур располагается выше Толбо-нур и температура здесь ниже. Подъехали к заставе и тут началось что-то непонятное. Пограничники забрали наши документы , документы Ержана и вместе с ним ушли на заставу. Сидим, ждем. Через полчаса возвращается.

— Ержан , проблем ?

В ответ бурчит что-то непонятное. По виду понимаем что-то ни так. Разворачиваемся и едем в обратную от заставы строну. Подъехали к какой-то юрте, начался очень долгий процесс заправки из бочек. Уже довольно темно, непонятно сколько нам еще ехать до стоянки. В общем , ситуация стала накаляться. Залили литров 10-15 солярки , что заняло минут 20. Поехали снова в сторону КПП , перед ним резко вправо к озеру , потом снова разворот и следующий круг. Понять друг друга не можем. Нам ясно , что существует проблема, но какая ? То ли пограничники нас не пускают, то ли дорогу дальше Ержан не знает ? В атмосфере появились первые искры. С третьей попытки, сделав очередной круг, подъезжаем снова к КПП. Солдат на посту, как ни в чем не бывало открывает нам шлагбаум и мы едем дальше вдоль озера. Уже совсем темно, холодно и хочется есть. Минут через 30 Ержан привозит нас на небольшой пятачок на берегу озера, соединяющий озеро и впадающую в него реку. Место продуваемо со всех сторон диким ветром. Делать стоянку тут совершенно невозможно, палатку просто сдует. Даем команду ехать обратно, искать нормальное место. Километра через полтора появляются деревья, решаем ехать туда. Кромешная тьма, но место, как выяснилось на следующий день, было выбрано очень удачное. С одной стороны палатку защищают деревья, с другой гора. Быстро поставили палатку, перекусили и спать.

12 августа

На Даян-нур гораздо холоднее, ночью было совсем не жарко, а под утро еще и дождь пошел. Чуть позже распогодилось. Во время завтрака, расстроенный вчерашним недоразумением Ержан, согнул руку в локте и показал нам, нет , не то что вы подумали, а размеры рыбы, которою он сегодня поймает, чтобы оправдать вчерашнее недоразумение. Позавтракали и поехали на место, где вчера ночью нам хотели предложить стоянку. На слиянии реки и озера. Еще раз убедились, что стоять тут нельзя, кроме ветра тут много подтопленных мест. А вот хариус тут ловится отлично, для рыбалки отличное место. Наловившись, вернулись в лагерь.

Поначалу ничего не насторожило, но начали готовить еду и заметили, что нет большой канистры для воды и канна. Кто-то украл. В окрестностях никого не видно. Через некоторое время на другом берегу увидели двух подростков на лошадях. Подозвали, тот, что постарше подъехал к нам. Ержан начал объяснять ситуацию. Как мы поняли, из языка мимики и жеста, версия складывалась такая: мимо нашей стоянки недавно проходили двое монголов, скорее всего дети. Парень привел вторую лошадь, и они с Ержаном поехали на поиски. Как и предполагалось, через некоторое время вернулись ни с чем, никого не нашли. Через некоторое время подъехал пожилой мужчина. Представился инспектором. Ержан ему снова все рассказал, после чего они куда-то пошли. Как оказалось, искать след, в прямом смысле этого слова. Покружив некоторое время по округе, вернулись, все без результата. В принципе, потери небольшие, но без второй кастрюли возникали некоторые неудобства с приготовлением пищи.

Рыбу ловили только для еды, остальную отпускали. Малосоленый хариус оказался гораздо вкуснее османа, да и костей в нем мало. Когда вечером в очередной раз вернулись на стоянку, обнаружили, что днем пропала, помимо прочего, и запасная удочка. Похоже, духи места взяли свою жертву за нашествие чужеземцев.

озеро Даян-нуур

 озеро Даян-нуур

 озеро Даян-нуур

 улов на озере Даян-нуур

13 августа

Погода, наконец, порадовала. Ясное небо, почти безветренно. Утром снова поехали ловить. Поначалу улов казался мелким , отпустили штук десять, а потом как отрезало, в итоге еле набрали на уху. Погода была настолько теплой, что удалось даже искупаться. Вода ледяная, но окунуться можно, а на берегу без ветра даже жарко, можно спокойно обсохнуть и позагорать. Днем снова приехал инспектор, о чем-то побеседовал с Ержаном, в такие моменты особенно хотелось понимать язык, а так цель визита осталась непонятной, зачем приезжал, что хотел ?

После обеда разделились, я пошел бродить по округе, остальные снова ловить.

 озеро Даян-нуур

 озеро Даян-нуур

14 августа

Погода продолжает радовать. Александр утром ушел на рыбалку, попросил, чтобы его в 11 утра забрал Ержан. А мы встали неспешно, часов в 9 утра, позавтракали. Мне удалось объяснить Ержану, что нужно поехать встретить Александра. Объяснял недолго, минут 30. Днем еще раз решили разобрать в очередной раз сломавшийся инвертер, посмотреть внимательно, может, что отвалилось от тряски. Оказалось, что предохранители уже давно стали “жучками”. Очень кстати у Ержана оказалась тонкая проволока, починили инвертер и аккумуляторы можно снова не экономить. Сегодня в округе много местных, снуют туда-сюда. Двое подъехали на лошадях, о чем-то начали разговаривать с нашим водителем. На этот раз цель визита удалось понять, ребята хотели выпить. Ержан объяснил нам это характерным жестом, понятным без слов.

На обед снова уха из хариусов, очень вкусно. Вечером проехались по противоположному берегу нашей речки, но клева нет совсем. Пока самый большой хариус на 2кг поймал Ержан, и это завело нашего главного рыболова, он загорелся поймать экземпляр еще больше.

 озеро Даян-нуур

монгол

череп животного в Монголии

Видео Даян-нур
15 августа

После завтрака отправились к следующему озеру – Хотон-нур. Как мы в дорогу, так погода портиться. Манера езды Ержана довольно спокойная, но все равно на некоторых подъемах и спусках чувствуется прилив адреналина. Особенно когда машина кренится в одну из сторон. Как только на горизонте показалось озеро, дорога стала очень красивая – горы, вода, деревья. Когда-то тут прошел ледник, оставив после себя причудливый рельеф. Жаль только, что пасмурно и иногда накрапывает дождь.

юрты в Монголии

 озеро Хотон-нур

По дороге пробили колесо. Как оказалось, они тут все ездят с камерами, покрышки все убитые.
Часа в два дня прибыли на место, ненадолго заехали на заставу, отметиться. Встали на протоке между озерами. Тут довольно бурный поток.

 озеро Хотон-нур

После обеда Ержан уехал к ближайшим юртам чинить запаску. Поймали первых приличных хариусов. Понаблюдали, как ловят местные. На противоположный берег на лошади подъехал человек с удочкой, разделся до трусов и пошел в воду, к центру протоки. И не вылезал из ледяной воды как минимум час, что мы его видели. Удивительными показались два момента, во-первых, в такой воде долго не простоишь и во-вторых, как я слышал до этого, местные рыбу не едят. Так зачем ловят ? Хотя наш Ержан тоже, предпочитал рыбе что-нибудь другое, но поскольку этого другово было не много, то рыбу ел с удовольствием.

Во второй половине дня распогодилось, стало даже жарко. Озеро большое, протока Сыргал, у которой мы остановились, соединяет Хотон-нур и Хурган-нур, хотя некоторые утверждают, что это все одно озеро под общим именем Хотон-нуур.

За время поездки, на примере водителя, мы привыкли к монгольской манере принимать пищу. Ержан очень разборчив, выковыривает буквально каждую соринку, которую мы проглотим не заметив. О сытости всегда сигнализирует радостным отрыгиванием и причмокиванием. К концу поездки мы потихоньку начали перенимать эти привычки.

16 августа

Всю ночь барабанил дождь, я уже подумал, что весь день придется провести в палатке. Но часам к семи утра выглянуло солнце, облака очень красиво шли не над вершинами гор, а по их центру. Пока погода хорошая решил забраться на левую от протоки гору. Перебраться на другой берег можно только по мосту возле заставы. На левом берегу обнаружились низины, в одной из них есть небольшое озеро. С нашей стороны протоки их было не видно. Неплохое место для стоянки, чтобы укрыться от ветра. Сначала шел под жарким солнцем. По мере приближения к цели стали слышны раскаты грома, вдали показались серые облака. Немного успел поснимать и начал спускаться вниз, погода совсем испортилась, сначала пошел небольшой дождь, который потом перешел в ливень и закончился крупным градом. Чтобы меньше намокнуть, решил пересидеть непогоду, накрыв себя и технику дождевиком. Через полчаса все закончилось, снова появилось солнце, как будто ничего и не было.

Пока снимал, заметил, что к нашему лагерю приехали гости, как потом оказалось, что это были пограничники, попили чай и уехали.

Вернулся в лагерь, погода совсем наладилась, поэтому рискнул ополоснуться в протоке. Очень приятно, еще приятнее гулять босиком по мягкой траве, тут, правда, главное не вляпаться в навоз. Стада там пасут повсеместно.

После обеда Ержан попросился отъехать, куда непонятно, договорились, что он вернется в 8 вечера. Мы с удовольствием доели вчерашнюю жареную рыбу, после чего Александр ушел ловить к мосту, где как говорит путеводитель, самый лучшее место лова. Погода стала меняться очень часто, то солнце, то дождь, то штормовой ветер , в такие моменты палатку почти уносит. В один из таких порывов залез в палатку, стал накрапывать дождь. Вдруг чувствую, что шум явно не ветра, что-то другое. Выглядываю, точно, стоит парень на коне и пристально смотрит на палатку. Крикнул ему привет по-монгольски и залез обратно. Было ощущение, что он просто стоял и прислушивался, есть ли кто в палатке. Через пару минут он испарился. Видимо, все жертвы монгольским духам мы отдали на предыдущем озере, в это раз обошлось без потерь.

Рыбу ели уже всякую, начала надоедать, так что даже главный рыболов грозится отпускать весь улов. Ержан приехал раньше обещанного, часа в четыре. Интересно, где был ? В такие моменты особенно хочется , чтобы была возможность общаться. Вечером снова сварили уху и попытались сделать рыбу гриль.

17 августа

Всю ночь лил дождь, ветер трепал палатку, пытаясь ее унести. Однако утро встретило безоблачным ясным небом и полным штилем. Я сразу пошел снимать красивые виды с отражением в воде. Когда уже заканчивал, подъехал местный – молодой парень. По обыкновению, встал недалеко и стал молча наблюдать. Сидит на лошади, смотрит, что хочет непонятно. Я выдал ему весь запас монгольских слов и пошел вдоль берега, в сторону лагеря. По дороге встретил Ержана с Алексанром, которые, по обыкновению, ловили рыбу. Всадник все это время ехал чуть поодаль от меня. Наш новый знакомый с радостью разговорился с Ержаном. В очередной раз распирало любопытство, о чем ?

 озеро Хотон-нур

Погода не портилась , штиль был полный , поэтому на берегу провели довольно много времени.

Доехали до лагеря, только разогрели уху, так тут как тут наш новый знакомый. Не скажу, что нас это обрадовало, но не гнать же гостя, угостили его ухой. После обеда решили прокатиться по правому берегу озера. Вдоль него горы повыше ( примерно 3500м ) , снежные вершины, растет лиственница, немного , но есть. На одной из остановок увидели машину с российскими номерами, оказались геологи из Иркутска. Угостили нас чаем и вяленым османом. Они в Монголии надолго, а мы сами заготовками не занимались – из Монголии рыбу вывозить нельзя.

Вечером съездили половить к мосту напротив погранзаставы. Когда вернулись в лагерь, то недалеко обнаружили стоянку “жулчинов”. “Жулчины” оказались из Новосибирска. День встреч с соотечественниками. После ужина сходили к ним в гости.

 озеро Хотон-нур

Видео Хотон-нуур
18 августа

Начинается дорога домой, возвращаемся в Баян Ульгий. Погода отличная, уезжать не хочется, но надо. Сразу за мостом через протоку стоит чудо заправка — цистерна наполовину закопана в землю , рядом с ней древняя советская колонка.

заправка в Монголии

Умудрились попасть в очередь из трех уазиков, которые вместе с нами подъехали к заправке. Хотя в предыдущие дни машин почти не видели. От озера и до начала реки Ховд пейзажи не очень интересные, а может уже глаз замылился. Вдоль Ховда снова начинается красота. Мы даже пожалели, что выкинули ночевку на Ховде из нашего плана, а сейчас уже не было времени этот план менять. Пару раз остановились – покидать спиннинг. Клюет хорошо, пару раз кидаешь, одного хариуса вытаскиваешь. Только хариусы маленькие.

Ближе к Ульгию пейзаж снова меняется, появляются горы очень необычных цветов. Как на картинах Рериха.

Дорога от озера Хотон-нур до Ульгия заняла 6 часов. Разместились у Каната в юртах.

После приезда попрощались с Ержаном, помылись, почистились , собирались уже идти есть, как вдруг он возвращается. Жестами показывает, что хочет пригласить нас к себе в гости, на ужин. Долго не думали, сразу согласились.

Дом у него каменный, во дворе стоит юрта, как у многих. Сели в доме. В комнате просто, очень чисто , есть кухня , ТВ , ДВД. Сначала жена Ержана заставила стол сладостями, принесла чай. Чай монгольский – соленый и с молоком. Давно хотел его попробовать. Чай мне понравился. То , что начали со сладкого, нас смутило, подумали, что нас пригласили на чай , а не на ужин. Но нет, когда уже натрескались сладкого с чаем, принесли вкуснейшие позы из баранины. Пока сидели, вспоминали некоторые моменты из нашей поездки. Со стороны это должно было забавно смотреться, общались исключительно жестами и нечленораздельными звуками. Все это разбавлялось несколькими монгольскими словами. В конце ужина поблагодарили хозяев, смачно рыгнули, что означает сытость, и отправились к себе в юрту.

Баян - Ульгий

19 августа

Отъезд домой начался с приключений. Еще накануне вечером подошли парень с девушкой и попросились в нашу машину. Ребята были из Бельгии. Переехать границу вместе мы не возражали, а вот сможем ли уехать вместе из Ташанты, зависело от размеров машины, которая нас встречала. Позвонили Вячеславу, который нас встречал, попросили машину побольше, но он не обещал, для него цена не менялась, выгодно было только нам.

Выехали рано, подъехал Уазик, по виду гораздо новее того, на котором мы ездили по озерам. Утром холодно, в машине работает печка, глаза слипаются. Идиллия закончилась вместе с шоссе, которое сейчас есть перед Баян-Ульгием. У нашего водителя – молодого парня с трудно запоминаемым именем, начала постоянно открываться дверь. Прямо на ходу. Он не терял самообладания и с невозмутимым видом ее закрывал. Далее события стали нарастать. Сначала мы потеряли дорогу, остановились возле строителей , строивших шоссе и узнавали куда ехать дальше. Доехали до монгольского КПП, правда ехали дольше , чем в прошлый раз, поэтому оказались в хвосте очереди. Пока стояли в очереди обнаружилось , что из двигателя течет масло. На КПП много местных водителей, они собрали нам узелок с запчастями, дали масла в пластиковой бутылке. Шанс доехать есть. Во время прохождения границы стало понятно, что парень едет в первый раз, его обходили все, кому не лень. Но это было только начало. Подъехали к Российской границе, как водится, подождали пока великие начальники, с погонами прапорщиков, закончат свой завтрак и соизволят запустить скопившийся транспорт в Россию. Дождались, поехали, постепенно стало ясно, что бутылка с маслом не помогла, двигатель заглох после чего мы встали. Но, как оказалось , ничего страшного не произошло, каждый монгольский водитель возит в чемоданчике конструктор под названием “собери уазик”. Наш, смело начал разбирать двигатель, добрался до испорченных клапанов, нашел у себя в сундуке что-то подобное и начал притирку новых деталей своей монтировкой. Самое забавное, что у него получилось. Вообще, особенность нахождения в нейтральной зоне следующая – не успел перейти границу – возвращайся, откуда пришел, для нас это означало возврат в Монголию. Но не судьба, нам предначертан путь домой. После ремонта двигатель завелся, и мы с диким скрежетом двинулись дальше. Едем, медленно, машину всю трясет, печка обдувает двигатель, поэтому в салоне как в Африке , но главное едем. На каждом подъеме в голове только одна мысль, лишь бы не заглохнуть. Наконец, подъехали к нашей границе, все , кто был за нами на Монгольской стороне уже давно ее прошли. Опять дурацкие процедуры с вытаскиванием вещей, толкотня в узких коридорах таможни и паспортного контроля. Но успеваем пройти все до обеда, хотя наш водитель всячески этому препятствует – где-то ходит, ищет какие бумаги заполнять. И вот, наконец, мы выехали за ворота КПП!!! Ура !!! Отъехали пятьсот метров , и тут наш водитель решил устроить капитальный ремонт. Ушел в поисках деталей. Решаем отправить бельгийцев дальше, до Кош-Агача, им нет смысла ждать Вячеслава – он на маленькой машине, все не влезем. Поймали попутку, бельгийцы были очень обрадованы , что их подвезут до Кош-Агача бесплатно. Мы же остались ждать и за это время стали свидетелями рождения нового “Кулибина”. Наш водитель нашел нужные детали, поколдовал с монтировкой около часа и все, машина как новая. Ни скрежета, ни шума , ни пыли. Гордый, позвал нас с собой до Кош-Агача, куда уже подъезжал Вячеслав. На этом все приключения на этот день иссякли и до Горно-Алтайска мы доехали уже совершенно спокойно. На следующий день ожидал переезд в Барнаул и самолет домой.

Чуйский тракт

Материалы о Монголии

Материалы о путешествиях по России

Поделиться!