День 3. 16.04.12. Баган (1 день)

Подъем в 4:10 утра, самолет в 6:30 – надо быть в аэропорту в 5:30, на ресепшн дали «Завтрак с собой» — по банану, круасану, пироженке+что-то еще + бут. Воды. Таксист уже ждал (приятно очень) – погрузились в такси – мин. 30 до аэропорта. Билеты заполнены от руки… взвесили багаж, нам наклеили красные бирки с номером рейса. Надо отметить, что ВСЕМ наклеивают разноцветные бирки – с номером рейса. Все сидят в одной зоне вылета – рйсов 8 – с разноцветными наклейками на разноцветных ярких стульях … при посадке на рейс один из администраторов вальяжно бегает по залу с большой табличкой с номером рейса и выкрикивает рейс, потом он ходит по рядам, высматривая цвет наклейки на пассажирах и отводит к самолету… Мы съели свои завтраки, немного посидели и в самолет… Там завтрак, лететь 1,5 часа. Все быстро и аккуратно. Прилетели в аэропорт Багана, такси = 6000 къят за машину ($7,45). Приехали в отель Bagan Thande Hotel — Old Bagan в 8 утра. Нам говорят – расселении не раньше 12, а вообще-то в 14:00. Мы с Леной в джинсах и кофтах – в самолете дубак был. Попросили переодеться – нас отвели в СПА !!! там комната для переодевания, душ, туалет…Мы с Леной переоделись и все вместе отправились осматривать храмовые комплексы, а их тут около 1000?!

Интерактивная карта гостиниц в «Старом Багане»

Наняли 2 повозки с крышей и огромными колесами, запряженными лошадьми. Доторговались до 32 000 кьят на 2 повозки – на целый день. Сели – поехали по храмам . Везде только босиком, — очень горячие камни – перебежками по тени… вроде ничего. Самая большая золотая ступа в Багане – Шевизган – очень похожа на Шведагон в Янгоне. Отболтались от продавцов – они не сильно-то к нам и приставали . Дальше – еще две ступы и обед. Попросили отвезти в недорогое место наших драйверов – у нас им оказался 14-летний мальчик, который сказал: мне 14 лет, не 4 и 0 , а 1 и 4 Как оказалось – он более-менее говорит по англ.и понимает нас… Место для обеда вполне приличное: 1000 – свеже выжатый сок, супы по 4000 – 5000 кьят. Быстро и аккуратно – ресторанчик – одноименное название улицы – на букву Б ?! Не помню. Поели примерно на 12000 кьят: лапша с креветками- 2 порции, 3 сока+1 пиво. Лена с Максом, примерно тоже самое п деньгам. Нас отвезли в отель и договорились о встрече в 16:00. Зашли в номер – и все отрубились! Мы проснулись в 15:30. и к 4-м были уже в повозках. Нас отвезли в старейшие храмы, а потом мы попросили отвезти нас в храм, где нет туристов для встречи заката. Нас отвезли в симпатичную ступу небольшую. Там мы и встретили закат.

Я отметила, что все ступы и снаружи и внутри чем-то напоминают христианские храмы: высокие сводчатые потолки и окна, очень толстые стены, и форма снаружи тоже чем-то напоминает наши церкви… просто навеяло . На встрече заката к нам присоединились местные дети – долго пытались с нами разговаривать: откуда мы, как нас зовут…и прочее … а потом, старшая девочка – лет 10 все-таки решилась разложить перед нами фотографии красивых мест… я ей в подарок заплела косичку французскую… ей очень понравилось )).Не буду писать о том, что Максим с Кириллом перманентно снимали ВСЕ на свои камеры , а мы с Леной просто сидели, ходили, смотрели… и общались ) в Москве же на это времени нет совсем… вот, хоть в Бирме нашлось время посидеть, поговорить и прочь… После заката попросили отвезти нас на ужин в подобное место… Короче попали мы в вегетарианский ресторан… все столики заняты… сидели не менее часа…В итоге принесли все Максиму , Кириллу сказали, что это ошибка и ему принесут позже гаспачо, потом сказала, что его нету…, потом сказали, что принесут др. суп… сидели еще час… пришли и сказали, что того супа тоже нету… выбирай что-то другое Кирилл пошел простым путем – спросил – что есть – ему предложили сумм из тыквы – он отказался и заказал лапшу-естественно вегетарианскую . Зато там были очень вкусные свежевыжатые соки: ананасовый, манго и авокадо!!!!!!!!!!! Напились мы соков и часа через два нам с Леной принесли наши салаты с авокадо, которые уже просто не помещались в желудок… а , у меня еще был кокосовый овощной суп. – вкусно . В итоге: с Кирилла не взяли денег за лапшу – извинялись всем коллективом…и пр оченьПоели мы примерно на 10 000 кьят с пивом . Да, Лена и я пиво не пьем это наши юноши по пиву : Мьянмар и Тайгер. После купили воды напротив по 250 кьят за 2-хл бутылку – 6 бутылок и поехали в отель.

Перед отелем договорились с драйвером-мальчиком!!! На завтрашний день – арендв повозок…на тех же условиях… выглядело это так, как в фильме «Миллионер из трущоб», когда главные герои водили экскурсии в Тадж-Махале — здоровые дядьки договариваются с мальчиком, бойко говорящем на английском о завтрашней поездке и деньга, расплачиваются с ним… а росточка он – не больше 1,40-1,45…ЧуднО!!!
В отеле еще раз немного отметили наш день и мы с Леной пошли спать, а наши юноши обсуждали завтрашний день еще, примерно до 1-су ночи…

Видео Багана
День 4. 17.04.12. Баган (2 день)

Завтрак в 8:20 – шведский неплохой стол, около 8-10 горячих блюд+чай+кофе+мюсли около 3-4- сортов+йогурт, молоко, омлет, который готовят при тебе – ВСЕ не соленое и не перченое – приправы на столах…+ фрукты и соки и много выпечки… Стаканы нашлись !!! О чудо – были в пакете в чемодане . Я приболела и после завтрака не поехала смотреть храмы . Лена, Максим и Кирилл были на 3-х храмах – у реки и лодочной станции и еще в двух местах. Лена сказала – что народу – море… Итак, то, что мне удалось выудить вечером, уже в отеле из Максима, Лены и Кирилла (я же не ездила…) Первый храм на берегу – в старом Багане – на берегу реки и очень популярен у местного населения -там еще лодочная станция.

Следующий храм – один их крупнейших – 4 Будды в состоянии нирваны. очень много туристов, в проходах к храму в галереях продают сувениры, многолюдно, очень интересно с точки зрения архитектуры – построен в 1 090г. Ананда – символ бесконечной мудрости Будды. Третий храм – недалеко от нашего отеля – ребятам очень понравился… Вот и все утро …Приехали они около часа дня… мы отдохнули… Сейчас мы пришли в бассейн – я сижу и пишу уже 4-й день – т.к. времени раньше не было . Кирилл купается, естественно с камерой в бассейне, Лена с Максимом – отдыхают в номере. Сейчас пойдем попробуем как тут работает Интернет . Немного отдохнули и поехали в 16:00 на тех же повозках в храмы: 2 храма очень старые – там очень мног фресок – изрисованы ВСЕ стены и сводчатые потолки! В одном из ни идет реставрация. После поехали в храм Швезан??! – самый распространенный храм для встречи заката.

Приехали – нас облепили продавцы саронгов и всякой всячины… мы стойко протиснулись сквозь их строй и начали подъем – по 1- очень крутых ступеней 5 или 6 уровней. Забрались наверх, заняли место, ребята пошли снимать вокруг.. и примерно часов в 17:30 повалил народ – ооочень недовольные взгляды на нас кидали – мы же заняли самые козырные места!!! практически на всех уровнях были толпы туристов и местных. Русских -ни одного ! И вот солнце начало садиться! Правда красиво-медленно – сквозь тучи – впечатляет! Посидели немного… пофотографировались…Солнце село окончательно около 18:30. Мы с большой опаской спустились – очень крутая лестница!

Поехали на ужин – наш драйвер запел песню – надо больше денег, тк. он работает после заката… и прочее– мы что-то пробубнили и поехали на ужин… Привезли нас в едальню – мы там сначала долго искали туалет, потом где помыть руки, потом с трудом поняли, что тут еда-типа мезе – много разных местных блюд…и прочее… вобщем – мы отказались и поехали в другое место, где ребята сегодня обедали. Немного дороговато, но очень вкусно. Мы заказали сприн-ролы с овощами+ я заказала суп том-ям и 2 сока свежевыжатых из папайи+Кирилл – кари (курица с приправами +рис)+пиво = 17 000 кьят. Максим с ленной: кокосовый суп+сок из папайи+пиво+салат от шеф-повара (все что было на кухне – было в этом салате – и мясо и рыба и овощи ) + кари= «16 къят». В этом заведении еще было театрализованное представление – куклы симпатично… с огнем настоящим … Мы поели и поехали в Отель. Наш драйвер уснул — мндаааааа…детский труд…еле его разбудили…приехали в отель, договорились на завтра – Максим и Кирилл на одной повозке встречают рассвет, а потом мы на 2-х повозках поедем осматривать храмы – и все по той же цене: 32 000 кьят за 2 повозки. Вечером – в скайпе переговорили с домом – кайф!!!

День 5.18.04.12. Баган (3 день)

Кирилл с Максимом должны были встречать рассвет… подъем в 4:40, повозка ждет в 5:30 у отеля… Кирилл бодрячком встал, утренний моцион, оделся и вышел, постучал к Максиму с Леной в окошко… тишина… короче Макс проспал и я в течении следующих мин. 10 слышала за стенкой бум-бум-бум… Макс, видимо бегал-собирался время 5:15… Макс собирается… в 5:20 они с Кириллом вышли … Со слов Кирилла и Максима – им очень понравилось – снимали рассвет с какого-то полуразрушенного храма — ступа без верха – только плато, был еще один человек с профессиональной фототехникой… мешали только провода. Мальчик-драйвер, похоже, очень хорошо знает свое дело и отвозит именно в те места о которых ему говоришь: нет туристов, хороший вид – все на 100%, пока выполнялось. +, что немаловажно – точность и аккуратность во времени – четко приезжают немного заранее назначенного времени! Это очень приятно. Приехали наши юноши в 7:10 утра. Кирилл предложил сходить на завтрак – т.к., проходя мимо заметил, что «столы ломятся»…+ очень большой заезд был накануне вечером – приехал автобус и несколько машин и микроавтобусов…

Пришли на завтрак в 7:20. И правда – всего очень много и разнообразно. Хочу отметить местный деликатес: лук во фритюре, кабачок во фритюре и что-то похожее на сприн-рол – треугольные «пирожки» во фритюре с начинкой из картофеля и овощей – завернутые в рисовую бумагу. Сок, правда из пакетов, лапша, рис с тростником или с кокосовой стружкой…чай, кофе; жареный бекон, мини-сосиски-гриль, рис, лапша с бульоном, мюсли с йогуртом, омлет обычный и омлет с добавками (готовится отдельно). очень интересно, что все не соленое и не перченое!

После завтрака мы поспали, а Максим с Леной около 8 утра вышли на завтрак – сказали, что вновь-прибывшие …мягко говоря ведут себя очень свободно, например дамы (назовем их новыми бирманцами) ели из общих тарелок общими ложками… короче шок.. мы все решили выходить на завтрак пораньше .

К 9:00 за нами уже приехали 2 повозки и мы начали свой объезд достопримечательностей. Первая ступа нам очень понравилась – мы забрались на 3-ий ярус – вид – потрясающий! Эта ступа называется : Кулинема (Kulinema). Правда, чтобы попасть в тень – Кириллу пришлось нелегко: переходы на каждую сторону строго разделены башенками с проходом высотой около 80см и шириной около 40-50 см. Короче – сначала Кирилл просовывал треногу, потом рюкзак, а потом просто пролезал по частям – ооооооочень смешно ) Макс выполнял такие же приготовления, прежде чем пройти на следующую сторону стены этой пагоды . Мы с Леной делали это легко и непринужденно . Провели там очень много времени!!! Со всех сторон – открываются практически ВСЕ пагоды. И еще пасутся козы – ходят туда сюда. Что немаловажно – там теневая сторона – и прохлада, хотя на солнце градусник показывает «+46» — у Лены на рюкзаке брелок-градусник . Решили, что, возможно там и встретим завтра закат! Кроме нас там НИКОГО не было – это просто суппер! На стенах очень красивые фрески, и, конечно, статуи Будды. К нам присоединился наш драйвер – мальчик — зовут его Со-А (это по-русски написано). И, похоже, рулит тут он – в смысле возит нас по пагодам, когда мы сами ничего не можем предложить, т.к. все известные пагоды мы уже объездили…

Дальше было еще 2 очень старых пагоды, одна из которых самая крупная (скорее всего по площади застройки). Удивительные фрески – исписано все – все сводчатые потолки, стены. Будды – огромные – лежащие, сидящие и пр очень очень понравился фрагмент большой лодки! Хотели там его купить в виде рисунка по ткани, который выполняется песком, смешанным с красками. Но такой лодки не нашлось — приносили рааааааааззные лодки на тканях – одна была, размером с наш кухонный стол!!! Цены – дешевле в 2 раза, чем в предыдущих храмах: 6000 кьят – за картину с символами: слоны, 12 знаков зодиака, 7 дней недели, слоны и прочее, можно приобрести цветные и ч/б рисунки. От 11000 можно купить пейзажи и виды на храмы + виды деревень, реки и проч. В итоге мне предложили весь ассортимент, и, пока я рассматривала все – Макс с Леной уже купили 2 картинки за 8000 кьят. И тут пришел Кирилл. Мы быстро переметнулись на пейзажи с видами на ступы – ооочень много и разные. В итоге выбрали три и сторговались вместо 21000 за три – купили за 12 эти три картины . Наши возки уже ждали в тени под деревом и мы поехали дальше.

Посетили 2 ооочень старых пагоды. Одна в Индийском стиле – наверх нельзя подниматься. Поехали дальше – в очень красивую ступу – там внутри спали две женщины… поднялись наверх – и выйдя на верхний уровень с криками прятались в домиках« — размером 1х1 м – так как только там была тень. Стоять на раскаленных камнях вообще НЕВОЗМОЖНО! Солнце высокое – тени НЕТ и мы с криками рванули обратно в «Тоннель-лестницу». После поехали в очень симпатичную белую пагоду-вход к ней был в виде нескольких уровней деревянных крыш – к нашей радости – и все под НАВЕСОМ!!! И еще по плитам можно было ходить даже на этом нереальном солнцепеке. Но только по белым плитам МОЖНО ходить– а по серым – жесть – НЕЛЬЗЯ ходить!!!

Там по крышам носилась безумная белка, очень похожа на белку из мультфильма Ледниковый период . Посидели, погуляли – поснимали белые ступы и белых львов у их подножья. Вообще практически все пагоды – из красного необычного кирпича, а тут – все белое – оченьНеобычно и красиво! Посмотрели, отдохнули и поехали на обед а Сарабха-I. Ели салат с кальмаром, салат с курицей, том ян, лапша с рыбой+3 сока из авокадо+пиво = 17 000кьят. Приехали в отель, душ. Потом сходили в бассейн – кайф. Кирилл распугал там всех – создал огромную волну, когда плыл баттерфляем обрызгал всех а Макс пытался его поймать в кадр! потом набежали очень шумные новые-бирманцы… Русские-просто нервно курят в сторонке и мы ушли встречать закат. Лена сделал зеленый чай (а у нас чайник сломан), ребята по пиву – выставили камеры – мы на лавочках – расслабуха – и закат на фоне спокойной реки Иравади! Плывут лодки – очень тарахтят – красиииивоооо . После пошли пешком обедать в Сарабха-II – поняли – здесь вкуснее и дешевле .

Вот сижу и здесь описываю этот день . Ели: кокосовый суп (на пару) стеклянную лапшу, куриный салат. Ребята попробовали местный ром-Мандалай (500кьят за 50 грамм) – я не пробовала – пью лекарство . Говорят сладковатый. Короче позже его смешали с лимонным соком и добавили сахарный сироп, который принесли к лимонному соку – говорят вкусно (16,5 кьят=20,4 долл. На двоих). Да деньги-только бумажные!!! Монеток нету . Все – пошли в Интернет Фразы дня: «Гора Попа – сзади – там, где и должна она быть» — это Макс произнес, когда мы встречали закат, сидя на лавочках у своих номеров , а я спросила, где гора Попа?

День 6. 19.04.12. Баган (4 день)

Пошли на завтрак пораньше, часов в 8! Уже полно народа – это в основном новые бирманцы… Шумно…мы разбрелись по разным столам-лодкам и напиткам… я взяла черный рис ( очень неплохо), хлопья с молоком, оладушек, ложку стеклянной лапши и немного жаренного бекона+ сок и чай. Пока несла сок – мой бекон с тарелки ПРОПАЛ!!! Кирилл говорит: к столу подходила только девушка-офииантка – наливала чай и кофе… я в шоке – нуууууууу… либо птицы унесли, либо кто-то еще стащил, либо просто упало с тарелки! Я точно брала БЕКОН! После завтрака, отнесли авиабилеты на ресепше для того, чтобы их подтвердили в офисе авиаперевозчика и,как обычно, к 9 пошли к нашим возкам – Макс, кстати расшифровал слово возка: Hors car, — это, если быстро произносить. И еще я поняла, что местные не пишут по-английски и поэтому их иногда очень сложно понять — их английский язык. Т.е. они знают основные термины: принести, показать, отвезти, числительные… а шаг вправо-влево – все – тупик. Мы спросили у нашего драйвера о школе, оказывается, в Багане есть только 1 школа – в новом Багане. Там учится около 500 детей. Обучение стоит 10 000 кьят (12,4 долл.) в месяц. Со-А учится в 8 классе и ему 14 лет… вроде там учатся всего 10 лет… как-то он неявно это сказал… А сейчас каникулы 3 месяца. Так что у нашего Со-А хороший заработок на каникулах. А второго драйвера зовут Зо-Зо .

Начали с большой пагоды Gu-byauk-gyi – необычная пагода – снаружи окаймлена разноцветной плиткой – по которой ДА!!!! Можно ходить!!! Буддисты, прежде, чем зайти внутрь стоят перед входом в песке (песок насыпан как будто- в небольшую ванночку/песочницу) и только потом они заходят внутрь. Во дворе этой пагоды стоит дерево , окаймленное небольшим фонтаном, по окружности которого сидят статуэтки Будд по дням недели: Понедельник, вторник, среда (до обеда), Среда (после обеда), четверг, пятница, суббота, воскресенье. В Мьянме – 8 дней недели . И главный день – среда (вторая половина дня) – день, когда родился Будда. Надо обязательно полить из фонтанчика водой три раза на Будду – в день, кода ты родился. Я полила и вторник (Вика) и понедельник (Я), а Кирилл полил (среда – первая половина дня). Тут нас и подловили толи местные, толи китайцы… короче я работала «местной достопримечательностью» — со мной фотографировались по одному и по двое и потом еще по нескольку раз разного возраста мужчины и женщины, молодежь, дети – по одной схеме – брали за руку и фото .

Еще там есть небольшая открытая площадка под навесом – там сцена молитвы – фигурки , рядом под навесом небольшой макет основных пагод. Mya-zedi – напротив Gu-byauk-gyi очень старая там фотографировать и снимать на видео нельзя, НО там лежит вдоль стен на длинном электрическом шнуре лампа с обычным включателем – ты берешь лампу, включаешь ее и ходишь вдоль стен просто испещренных старинными фресками от пола до потолка. Фрески отгорожены металлической сеткой от посетителей. Сцен очень много – немного напомнило фрески в Египте и в Индии. Ma-nu-ha и Nan-Paya. Одна из них с Буддами (их 3 сидячих – по 16 метров) и один лежачий – метров 20. Впечатляет Интересно то, что некоторые люди просто не могут протиснуться между статуей Будды и стеной, чтобы пройти в другой зал… Кирилл – естественно там просто не прошел, но мы нашли вход к каждому Будде с улицы! Это очень узкий проход и очень высокий, зато можно спокойно зайти и посмотреть без толкотни. Рядом со входом стоит позолоченный огромный кувшин – чтобы посмотреть, что в нем лежит – надо залезть по лестнице – а туда бросают деньги (подношения.) Приезжают туристическими автобусами и местными автобусами очень много людей. Nagayon Guphayn и еще одна – рядом с нашим отелем – очень большая, но подниматься наверх нельзя . Она белая и подсвечивается вся ночью. Там мы немного поговорили с парой из Техаса – говорят – очень жарко тут , еще какие-то американки просили их снять на входе в пагоду – и обратно бежать – я говорю – а как же посмотреть внутри??? Они мне – мы уже не можем – это 12-я за сегодня день – и все они одинаковые… мы с Леной с ними не согласились. Мы раз приехали – ходим и смотрим по мере возможностей, сил ну естественно «горячести» камней под ногами . Обед в Сарабха-II. 2 салата куриного – гриль, 2 супа том-ям, пиво, 3 сока фрэш = 22 000 кьят.

Встречать закат мы поехали в пагоду №803 (как она называется, мы так и не поняли) – но это суппер место!!! Стоит она в отдалении, проводов НЕТ – вид потрясающий. У нее три больших просторных яруса. И главное – у нее нет решеток на ВСЕХ сводчатых входах, напротив которых сидят статуи Будды!!! Эта пагода была отреставрирована в 1998г., с помощью и под патронатом Министров культуры, археологии, монахов одного из монастырей. Принимали участие ученые из Австралии, золото привезено из Сингапура.

Приехали около 5 вечера. Никого, погуляли – нам Со-А говорит – пошли наверх, а то сейчас наедут туристы… мы да тут никого нет… короче приехало автобусов 5+местные мини-автобусы, куча тележек… НО мы – таки успели занять козырные места для съемки и приятного вечера с видом ан закат . К слову сказать – толкотни не было, так как реально много места – это как большое плато и ребята наши сказали, что встречи рассвета это место будет тоже идеальным!

Пока Кирилл и Максим «работали» — мы с Леной развлекались – я освоила автоспуск и оббегала потом все закоулки для того, чтобы сфотографироваться самостоятельно . Местные изподтижка фотографировали Лену и меня на своем фоне . После того, как солнце почти село, ВНИМАНИЕ!!! Монахи попросили Макса с ними сфотографироваться!!! Настоящие монахи, человек 10 их было сначала они попросили аккуратно сфотографироваться Максима, потом меня с Леной, а потом и Кирилла такие интересные – сделали шаг назад от меня с Леной , когда нас фотографировали. Я спросила их про почту, но они сказали, что у них, к сожалению нет почты…С ними был гид и он попросил еще несколько фото… Я опять работала «местной достопримечательностью» — со мной фотографировались по одному и по двое и потом еще по нескольку раз семья, дети .Спрашивают: вы откуда – мы – Россия, Москва… А я потом говорю – а меня зовут Виктория и показываю букву V – они так недоверчиво – неее… не может быть… я говорю – да-да – это мое имя… тогда их Гид говорит – вы знаете Бэкхема? – футболиста…так у него жена Виктория – я говорю – ну да, а потом говорю – меня тоже зовут Виктория – НО я жена Кирилла – вот он идет !!! посмеялись… но, вроде поверили . Их гид спрашивает вы любите футбол – мы – ну да, а какую команду – Кирлл с Максимом – Спортак!!! Гид – кто это? Наши – команда из России – Москва! Гид – я люблю Челси – Кирилл с Максимом – Ха – это же Абрамович – наш человек!!! . Они ехали на микроавтобусе – и долго нам махали в окно…

Мы сели в наши возки и поехали ужинать опять в Сарабха-II: стеклянная лапша, куриный суп с кукурузой, салат от шеф-повара, 2 рома Mandalay, 2 сока = 17 000 кьят. На ресепшн сказали, что нам поменяли авиаперевозчика, но время вылета не изменили. Назавтра мы заказали такси прямо у отеля за 6000кьят на завтра на 6:30 – т.е. подъем в 5:30, завтрак в 6 и такси в 6:30. Фразы дня: Сидим на ужине в Сарабха-II. Макс просит подойти официанта: эй, plies, Mandalay rom plies…ноль внимания… Макс: девушка !? она даже не повернулась… странно, правда?